Кислота национализма

132323213Писать о чем-то потенциально-конфликтном на пике событий неизбежно означает подливать масла в огонь, то есть, способствовать развитию конфликта. Правильнее переждать и отозваться на спокойную голову. Опять же и оценки уже будут расставлены, и максимально возможное количество фактов проявится.
Вот и сейчас, когда тема «пугачевского бунта» вроде сошла на «нет», можно спокойно выдать пару слов.

И, прежде всего, во избежание последующих расспросов, придется сказать о природе конфликта. Мнение у меня субъективное, сужу, как и подавляющее большинство, по косвенным источникам: материалам журналистов и блогеров вроде бы со слов очевидцев, а также вторичной жвачке от «экспертов».

Мнение следующее: в Пугачеве из бытового преступления раздувался межэтнический конфликт. Драка между молодыми людьми, убийство одного из них, задержание второго. Бытовуха. Если человек одной национальности убивает человека другой национальности, это вовсе не преступление на межнациональной почве, как ошибочно полагают некоторые. Если в мотиве нет признаков межнациональной розни, то это убийство на бытовой почве. Межэтническим же может стать последующий конфликт, таковым его может сделать лишь ряд условий (в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку; стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде; в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации; новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка).

По идее в пугачевской истории конфликта не должно было случиться. Подозреваемый был установлен и задержан, расследование велось, наказание должно было последовать. Однако, конфликт стремительно начал превращаться в межэтнический, причем, довольно-таки искусственно.

Честно скажу, я так и не понял окончательно, чего бы хотели жители Пугачева. Поначалу в Интернете пошла волна – «пугачевцы требуют выселения чеченцев». Потом появились уточнения, что таких требований вроде бы и не было, а было возмущение – почему такое случилось? Еще в недрах интернета появлялись и некие вроде бы программные документы, некоторые из которых, судя по подписям, сочиняли заезжие товарищи, и в которых требовалось частичное поражение в правах чеченцев.
При этом очень жаль, что не было толкового видео с места событий, чтобы можно было услышать подлинные голоса жителей Пугачева.

Но в любом случае не стоит думать, что «пугачевский сход» был подготовленной акцией. Конфликт нарастал по принципу снежного кома, снежок на который понемногу набрасывали очень многие, причем, пугачевские кавказцы – в наименьшей степени.

Кто же именно набрасывал снежок? Ответ: скорее всего, все понемногу. Толпа, в которую могут превратиться обычные горожане, с логикой же толпы. Политические активисты (возможно), зарабатывающие себе очки перед будущими выборами на любимой теме. Нацики, обрадовавшиеся появившемуся поводу попиарить себя и свои идеи. Блогеры, СМИ, эксперты и журналисты, имеющие свой крохотный гешефт от статейки или комментария (гонорар/упоминание в СМИ/моральное удовлетворение). Кстати, моральное удовлетворение далеко не самый последний мотив. Блогеры ведь тоже люди, что хотят быть социально полезными. А сейчас такой тренд постепенно сложился: бороться с кавказцами – значит, приносить как бы пользу обществу. Вот и сражается каждый по своему — репостом или ссылочкой.
В итоге же в Пугачеве чуть не случились погром и этнические чистки. К счастью, всего лишь чуть. Люди оказались благоразумнее, чем надеялись провокаторы-националисты.

Но кое-что нехорошее все же произошло. Я немало читал высказываний по пугачевским событиям – в прессе, в блогах. В том числе, видел мнения людей, мне известных. Я не буду давать ссылок на конкретных людей или цитаты, поскольку, придираясь к мелочам, легко заболтать основной посыл. Но усредненный информационный фон, что сложился в либеральной среде во время обсуждения «пугачевской» темы, мне не понравился.

Хуже всего в нем было то, что некоторые порядочные люди поддерживали антикавказские настроения. Даже не так – эти люди перестали считать антикавказские высказывания националистическими и антигуманными. А это значит, что пропаганда понемногу достигает своих целей, растворяя в себе, словно в кислоте, даже либеральные и общечеловеческие ценности.

 

Автор: Тимур Алиев

Оригинал: http://timur-aliev.livejournal.com/535129.html

mediakavkaz

Ассоциация журналистов Северного Кавказа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *